Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, каждое ветхое судно подлежит демонтажу. Брошенные суда, не сданные в утилизацию, негативно влияют на окружающую среду.
Цель утилизации
Брошенные суда, скопления которых можно наблюдать на берегах крупных водоемов, не только загрязняют воду, но и портят флору и фауну. Нахождение в воде транспортных средств на протяжении десятков лет влечет за собой необратимые экологические изменения.
Как правило, срок эксплуатации водного транспортного средства варьируется в диапазоне от 20 до 30 лет. Отказ от утилизации испорченного судна влечет за собой уголовную ответственность.
Основными причинами, по которым старое судно должно быть утилизировано, являются:
- Отсутствие стоянок.
- Загрязнение водного пространства и близлежащих территорий.
- Высокая вероятность столкновений с теплоходами.
- Отсутствие исправной системы пожарной безопасности, необходимой в случае возникновения возгорания.
Кроме того, пребывание на изношенном судне опасно для жизни и здоровья человека.
Особенности утилизации кораблей
Следует обратить внимание, что утилизация судов и кораблей — процедура не автоматизированная: разбор производится вручную, под открытым небом. Исключением является только утилизация военных кораблей, оборудованные секретными устройствами: как только засекреченная техника будет изъята, судно уничтожается стандартным методом.
Для разбора используется обычный набор столярных инструментов, лебедки, подъемники, резаки.
Утилизация кораблей – длительный процесс, который включает в себя несколько этапов:
- Подготовительные работы. Прежде чем приступить к разбору, необходимо внимательно изучить сопроводительную документацию, проверить состав материалов на предмет наличия ядовитых компонентов. Процедура ликвидации судна зависит от показателя токсинов и горючих материалов.
- Демонтаж оборудования. Судно садится на мель в специально обозначенном месте, поблизости с железнодорожными путями. Ликвидация проводится строго в период прилива. С корабля снимается техника, узлы и кабели: процедура длится около 10 дней; по окончании остается только корпус.
- Раздел. Как только с суда будет снято все оборудование, вокруг устанавливаются строительные леса. Корпус делится на части по отсекам, затем по блокам. Работы ведутся и внутри, и снаружи. По окончании раздела корпус выносится на сушу и делится на детали, транспортировку которых можно осуществить наземным транспортом.
- Сортировка. Материалы, из которых выполняется водный транспорт, состоят из сплавов и драгоценных металлов, которые пригодны для дальнейшего использования. После раздела блоки сортируют и перевозят в места переработки металла.
Особенности утилизации подводных лодок
Срок службы подводного судна, работающего на ядерном топливе, составляет не более 25 лет. Процедура утилизации подводной лодки отличается опасностью и дороговизной. Кроме того, всегда возникает вероятность утечки радиации. Для того чтобы доставить подводный транспорт к месту утилизации, используется водный буксир.
Разбор и утилизация подводных лодок производятся строго с соблюдением мер безопасности и состоит из нескольких этапов:
- Демонтаж установленного оборудования.
- Вывод радиоактивных веществ.
- Перевод лодки в док.
- Вырез отсеков с реакторами. Герметизация. Перемещение в место длительного хранения.
- Утилизация концевых отсеков.
Утилизация атомной подводной лодки – процесс еще более опасный, поскольку в водное пространство попадают радиоактивные вещества: уничтожение проводится на поверхности с целью сохранить экологию.
Процедура разбора подводной лодки длится на протяжении года и проводится на судоремонтных заводах.
В настоящее время проблема утилизации кораблей в России остается нерешенной. Особенно остро стоит вопрос о том, необходимо ли утилизировать корабли, срок эксплуатации которых уже вышел, а также затонувшие теплоходы. Согласно постановлению №620, выпущенному правительством России в 2012 году, каждое водное транспортное средство должно быть утилизировано в соответствии с действующими экологическими стандартами и требованиями.
Следует помнить о том, что процедура разбора судна сопровождается высокой опасностью для жизни и здоровья человека.